Известия,
6 марта 1996 г.
Что такое страхование в представлении наших сограждан 532 просмотра
Ответ на этот и другие вопросы должен был дать опрос, проведенный САО «Метрополис» совместно с кафедрой страхования экономического факультета МГУ в декабре прошлого года. Недавно были подведены итоги, некоторые из них публикуются ниже.
Всего в опросе приняли участие 1.500 человек.
Среди опрошенных неспециалистов были представлены все возрастные и социальные категории населения. 13 % опрошенных — люди рабочих профессий, 21 % — пенсионеры и студенты, 1 % — безработные или нетрудоспособные, 65 % — то, что раньше называлось «из служащих», — в основном сотрудники коммерческих структур. 20 % — были моложе 25 лет, 37 % — от 25 до 50 лет, 43 % — старше 50 лет.
На вопрос «Доверяете ли вы страховым компаниям?» 40 % ответили утвердительно, 48 % — отрицательно, остальные затруднились сказать. Как мы видим, самое важное условие для развития страховой сферы — доверие между страховыми компаниями и клиентами, пока еще не выполнено.
Интересен предыдущий опыт наших сограждан в области страхования. Оказалось, что 57 % никогда ничего не страховали. Лишь 6 % пользуются услугами по страхованию постоянно, остальные делали это один-два раза в жизни. Причем многие указали, что обращаться к страхованию вынуждали партнеры или условия контракта, либо что страхование являлось формальностью, необходимой для достижения целей, не связанных с этим видом услуг.
Как и в былые времена, бесспорный лидер среди страховых компаний — «Росгосстрах» (бывший «Госстрах») и относящиеся к нему компании. Именно их услугами предпочитают пользоваться большинство опрошенных. Можно рискнуть предположить, что подобная ситуация, контрастирующая на фоне банковского бизнеса, является признаком того, что страховой рынок все еще находится на начальной стадии развития.
Невелики и расходы на страхование, у большинства на это уходит менее 1 % доходов. Рекордный ответ составил 16 %. В зарубежных странах, для сравнения, на страховки уходит в среднем 10-15 % дохода.
Причинами непопулярности страховых услуг, по мнению респондентов, были в порядке убывания — ненадежность страховых компаний, недостаточная информированность населения, негативные примеры в практике страхования, стереотип «обязаловки», сохранившийся в сознании со времен «Госстраха». Менее всего потенциальные страхователи жалуются на отсутствие денег для оплаты страхового полиса, к тому же у большинства не было ощущения, что в России отсутствует потребность в страховании.
На вопрос: «Возникло ли у вас когда-нибудь сожаление о том, что вы не прибегали к услугам по страхованию?» — 21 % ответили «да», 62 % — «нет», остальные затруднились ответить. Интересная деталь: на многих анкетах сожалеющих респондентов была эмоциональная приписка «неоднократно». Так что резервы для расширения деятельности у страховых компаний есть.
Примечательно, что 73 % опрошенных хотели бы, чтобы в России существовала такая же развитая система страхования, как и на Западе, и только 11 % не хотят этого.
Одновременно был проведен опрос работников страховых компаний из разных городов страны, собравшихся на всероссийскую выставку «Страхование-95». Как ни странно, но его результаты в определенной степени подтвердили данные опроса обычных россиян.
Так, 67 % профессионалов считают, что страховой рынок России еще не сложился. Не согласны с этим только 29 % респондентов. В результате был сделан прогноз: после «открытия границ» для западных компаний структура страхового рынка России сильно изменится.
Впрочем, большинство — 81 % считают сотрудничество с западными компаниями взаимовыгодными, отрицают это только 16 %. Правда, в основном имелось в виду сотрудничество в области обмена информацией, перестрахования рисков и тому подобное.
Страховщиков попросили сделать прогноз о возможности потрясений на страховом рынке, аналогичных банковскому. 59 % предполагают грядущие потрясения, отрицают это 26 %. Здесь следует оговориться, о чем, собственно, может идти речь. Дело в том, что страховые компании взаимосвязаны через систему перестрахования. Страховые компании часто берут на себя риски, выплаты по которым в случае наступления страхового случая значительно превысили бы размер собственных активов компании. Чтобы выполнить обязательства перед клиентом и не стать самим банкротом, часть риска отдается другим компаниям, то есть перестраховывается. Но образовавшиеся таким образом цепочки могут в случае неблагоприятного стечения обстоятельств привести к эффекту «домино», когда банкротства затронут целый ряд связанных друг с другом компаний. Впрочем, крупнейшими перестраховщиками выступают зарубежные компании. Это, с одной стороны, придает устойчивость рынку, а с другой — приводит к утеканию за границу валютных средств и к зависимости от зарубежных партнеров.
Андрей РУМЯНЦЕВ, «Известия»
Вся пресса за 6 марта 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Исследования, Общественное мнение
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
16 мая 2025 г.

|
|
Интерфакс, 16 мая 2025 г.
При страховании жизни заемщиков будет введен обязательный коэффициент соотношения страховой премии и выплаты

|
|
ТАСС, 16 мая 2025 г.
На программу бесплатного оказания медпомощи в 2025 году выделят 4,7 трлн рублей

|
|
Финмаркет, 16 мая 2025 г.
Квартальная чистая прибыль Swiss Re выросла на 16%

|
|
Коммерсантъ, 16 мая 2025 г.
Из накоплений уходит жизнь

|
|
ПРАЙМ, 16 мая 2025 г.
В ГД внесен законопроект о налоговых стимулах для долгосрочных сбережений

|
|
Российская газета онлайн, 16 мая 2025 г.
Кабмин предложил новые налоговые стимулы для программы долгосрочных сбережений

|
|
Коммерсантъ-Ярославль, 16 мая 2025 г.
Ярославцы стали чаще жаловаться на блокировку банковских карт

|
|
МК в Барнауле, 16 мая 2025 г.
Суд обязал жителя Бийска выплатить 40 тысяч рублей за сбитую косулю

|
|
Парламентская газета, 16 мая 2025 г.
Долгосрочные сбережения станут привлекательнее для россиян

|
|
Башинформ, Уфа, 16 мая 2025 г.
В Башкирии пострадавшие на «Свече» могут получить страховые выплаты

|
|
Казахстанский портал о страховании, 16 мая 2025 г.
Рост экстремальных погодных условий и методов строительства может поставить под угрозу доступность страхования

|
|
Казахстанский портал о страховании, 16 мая 2025 г.
31% представителей поколения Z предпочитают в Индии срочное страхование другим планам страхования жизни

|
|
РБК.Татарстан, 16 мая 2025 г.
В России хотят запустить доходные продукты и страхование по нормам ислама

|
|
CNews.ru, 16 мая 2025 г.
Wildberries перед летним сезоном запускает продажу страховок для путешествий и для защиты от травм

|
|
Газета.Ru, 16 мая 2025 г.
Wildberries запустил страховые полисы для путешествий и защиты от травм

|
|
Беларусь сегодня, 16 мая 2025 г.
Автовладельцы оформляют полисы союзного ОСАГО

|
|
Кубанские новости, Краснодар, 16 мая 2025 г.
Мошенники придумали новые схемы обмана граждан с полисами ОМС

|
 Остальные материалы за 16 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|